|
16.
"Юй". Вольность
Ваше солнце вот-вот
взойдет, удача на подходе, вы ждали ее достаточно долго. Время
благоприятствует всякого рода развлечениям, главное - не увлекаться ими
сверх меры. Будьте готовы к успеху, который скоро последует. Счастье
будет сопутствовать вам в осуществлении новых замыслов, а также в игре.
Шагая по пути успеха, не забывайте смотреть под ноги, чтобы не
погрязнуть в мелочности и меркантильности. Желание непременно
исполнится, но нужно подождать еще немного. Будьте осторожны, не тратьте
больше, чем получаете.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего
возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и
обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл
развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы
развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей
гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой
выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность
которого - активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и
не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы
- вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она
все же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует
превратиться в хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем
творчестве, должен сам для себя выбрать законы творчества и подчиниться
им, иначе не гармония будет в его произведениях, а произвол.) Такое
необходимое самоограничение должно развиваться как на пути утверждения
положительных элементов (представителей того, что действует из центра
вовне), так и на пути поражения отрицательных сил, на пути их
завоевания. "Книга Перемен" сложилась в условиях феодального общества и
в среде носителей феодальной власти. Поэтому не удивительно, что эти
мысли здесь облечены в следующие образы:
Вольность. Благоприятствует возведению на престол феодалов и движению
войск.
1
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об
изменчивости мира, а именно: "когда расцвет достигает полноты, то
необходимо наступает упадок". Поэтому и вольность ни на минуту не должна
отстранять бдительность. Это особенно применимо к первой позиции,
которая, согласно традиции, обозначает того, кто, не обладая еще
развитыми силами, сам действовать еще не может и, ничего не предпринимая
к своему усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон.
Естественно, такая деятельность не приводит к счастью. Поэтому в тексте
мы читаем:
В начале слабая черта. Созвучие вольности. Несчастье.
2
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в
самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он
именно выражается на этой второй позиции (центральной -
"сосредоточенность"; триграмма "земля", "покой"). И именно эти качества
дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором
собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь
возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение
наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне
ждать целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте
мы находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на
их спорадичность:
Слабая черта на втором месте. Крепче, чем камень.… Не до конца дня.
Стойкость - к счастью.
3
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от
сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько
близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость
самоограничения и бдительности. Здесь легко "заглядеться" на вольность,
а тем самым допустить задержку развития, "промедлить". Но всякое
промедление есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться.
Поэтому и текст предостерегает:
Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на вольность - раскаешься.
[Ибо] промедлишь, и будет раскаяние.
4
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во
всей гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь
как подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы,
"покрывающие шпильку", группируются вокруг нее в прическе. Это особенно
возможно потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная
сильная черта в триграмме "молния"), лежащая на подготовленной почве (в
триграмме "земля" - покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых
широких целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы
находим афоризм, полный бодрости:
Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности. Обладание великим
- доступно. Не сомневайся. Друзья [соберутся вокруг тебя, как волосы],
покрывающие шпильку.
5
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция - четвертая,
и ей подчинены остальные. Но пятая и шестая - расположены над ней, это
выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как
отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до
болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не
сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной
и, как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость - к болезни. Постоянное не умрет.
6
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец
данной ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция
представляет собою увлечение в "пустую абстракцию", как результат
перерезвития данного процесса. Поэтому и в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Омраченная вольность. В становлении будет
чрезмерность. [Но] беды не будет. |