|
18.
"Гу". Исправление (порчи)
Время более подходит для
упрочения руководящих позиций, нежели для вербовки сторонников. Будьте
верны своим принципам даже в том случае, если ваши цели изменятся.
Впредь довольствуйтесь пока малыми победами и успехами, они непременно
повлекут за собой и более крупные. Плывите по течению, а не против него,
и тогда все придет в порядок. Желание ваше исполнится с большой долей
вероятности, но будьте готовы к серьезным переменам в жизни.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку,
в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так
изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении
слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной
спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и
атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она
затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. - Так и в
познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то
человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что
дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных,
но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает
сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной
эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное - лишь одна
сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация - это не
только порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча -
лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления,
которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя
оно и трудно и опасно, как "брод через великую реку". Но, несмотря на
это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление
достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, "нужны три дня для
предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего
закрепления [его результатов]". Поэтому и в тексте мы находим:
Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую
реку. [Будь бдителен] за три дня до начала и три дня после начала.
1
Всякая порча - это результат не одного дня, она появляется после многих
поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому
здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том,
что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла
получить особенное развитие в классической стране культа предков - в
Китае. Весь смысл бытия сына - исправить то, что испорчено отцом. Но на
первой позиции имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря
на опасность положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в
тексте сказано:
В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. [Для этого] есть
сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов - счастье.
2
Вторая позиция - это уже более глубокая порча, более интенсивный
процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как
четная, предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков
матери встает внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует
исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает
вмешиваться в то, что ею оставлено. И все-таки это положение
небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Ее наличие
символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой.
Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно,
исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался
стойким, остался косным. Поэтому и в тексте читаем:
Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя
быть стойким.
3
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем
уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было
действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к
некоторому раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи,
основное содержание всей ситуации, - здесь самое важное, и, несмотря на
некоторую осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода.
Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В
мелочах будет раскаяние. Не будет большой хулы.
4
Основной смысл четвертой позиции - это самоотдача, ибо здесь уже
совершен переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в
данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и
отдачу себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается
порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и
переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою
деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть,
когда наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому
текст предостерегает:
Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если
выступишь, то увидишь сожаление.
5
Пятая позиция - позиция максимального раскрытия внутренних сил и
способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения
предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми
носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала
им. Поэтому лаконичный текст говорит только:
Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима
хвала.
6
Верхняя позиция - это момент, когда отступает на задний план специфика
данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или
иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к
самой порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек
не участвует в жизни других людей, что на языке "Книги Перемен",
памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он - выше
жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому
и в тексте читаем:
Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь
свое дело. |