|
19.
"Линь". Посещение
За что бы вы ни взялись
сейчас, вас ждет успех. И чем больших результатов вы добьетесь, тем
удачнее будут складываться обстоятельства. Близится период, во время
которого возможны крупные успехи сразу во многих делах и сферах
деятельности. Решительно добивайтесь намеченных целей, но при этом
будьте осмотрительны, чтобы не обидеть, не рассердить и не вызвать
зависть друзей. Один из близких вам людей, которого вы очень хорошо
знаете, вынудит вас изменить к нему отношение.
В результате процесса,
описанного в предыдущей гексаграмме, устраняются элементы дисгармонии,
т.е. того, что, как нечто унаследованное от предков, чуждо данному
времени и, не находя в нем применения, обречено на разложение. Но когда
эти пережитки устранены, то возможно взаимное сближение оставшихся
элементов, которому уже ничто не мешает. - Так и в познании, когда
удается освободиться от пережиточных предвзятых мнений, то возможно
сближение с объектом, т.е. его познанием. Это называется "посещением".
Однако сближаться следует небезразлично с чем угодно. Ибо ситуация,
прямо противоположная данной, - бегство, - такова, что сближение с ней
принципиально обречено на неудачу. Гексаграмма, выражающая это бегство,
приурочена к восьмой луне китайского календаря. Потому "восьмая луна"
метафорически обозначает "бегство". Вот почему в пору Посещения, если
даже развиваются изначальные импульсы, которым благоприятствует здесь
стойкое свойство данной ситуации, все равно человека приводит к
несчастью, когда он приближается к восьмой луне, или, словами текста:
Посещение. Изначальное развитие: благоприятна стойкость. При достижении
восьмой луны будет несчастье.
1
Как для исправления порчи необходима твердая решительность, так для
сближающего посещения нужна мягкость и человечность. Как для искоренения
одичалого варварства нужно вмешательство силы, так для дальнейшего
культурного развития необходима любовь и сострадание к тому, кого надо
развивать. - Так же и в познании: как для устранения ошибочных и
предвзятых мнений нужна сила знания, приобретенного в прежнем опыте, так
для того, чтобы проникнуть в идею, "посетить" ее, еще не известную,
необходима созерцательная сила нового акта познания. Но так как на
данной позиции напряженность, охарактеризованная сильной чертой, все
больше и больше возрастает, то возможно посещение всего без различия. Но
это - переразвитие. Потому текст напоминает о стойком соблюдении рамок и
мер, говоря:
В начале сильная черта. Всеобщее посещение. Стойкость - к счастью.
2
На данной позиции условия в основном остаются такими же; только
правильное прохождение предыдущей ступени гарантирует уравновешенность
сил, характерную для серединной, второй позиции. В этом положении сама
ситуация обеспечивает продвижение вперед, для которого излишне
предостережение, указанное на предыдущей ступени. Поэтому в тексте мы
находим только:
Сильная черта на втором месте. Всеобщее посещение. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
3
Опять наступает момент активного действия, но в нем действующими
оказываются податливые способности, характерные для данной ситуации
вообще и выраженные тем, что нечетная позиция занята слабой чертой. Так,
если здесь и возможна активность, то она все же не выходит за пределы
личных переживаний. Ими можно наслаждаться, но ничто не благоприятствует
им вовне, где они и не проявляются. Однако это положение кризиса
небезвыходно, ибо при достаточной заботливости можно избежать порицания
за свои действия. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на третьем месте. Сладостное посещение. Ничего
благоприятного. Но если уж озаботишься об этом, хулы не будет.
4
Как мы уже не раз видели, смысл четвертой позиции - это самоотдача. Но
не всегда она совершается беспрепятственно. Здесь же для нее условия
особенно благоприятствуют, ибо по содержанию Посещения ее смысл - приход
к иному, который тем более возможен, потому что для данной позиции в
этой гексаграмме существует правильное соответствие с первой чертой.
Здесь достигается то, что намечалось на первой позиции. Там действовало
еще знание, сложившееся в прошлом опыте, здесь же достигается знание,
приобретаемое вновь. Поэтому в тексте мы находим:
Слабая черта на четвертом месте. Достигающее посещение. Хулы не будет.
5
Как и на предыдущей ступени, здесь действует благотворно соответствие со
второй чертой. Оно дает гармоническое познание, ибо для второй позиции
здесь характерно действие нового акта познания в пределах накопленного
опыта, здесь же обратно: действие накопленного опыта в новом акте
познания. Такое знание господствует над познаваемым, вполне овладевает
материалом познания. Об этом синтезирующем познании в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Познанное посещение. Подобающее великому
государю. Счастье.
6
После того, как при наличии подлинного знания совершено посещение, то в
последнем уже ничего нового не предстоит узнать. Уже известно, что все
известно, а, следовательно, невозможно и не нужно скрывать что-либо,
т.е. возможна и необходима полная искренность в посещении. Собственно
активный процесс в посещении уже завершился и может лишь углубляться, но
углубляться настолько, что в новом акте познания достигается такая
полнота его, что непосредственно в нем содержится и весь прежде
накопленный опыт и знание. Им может удовлетвориться человек, ибо процесс
посещения здесь заканчивается, и вне познаваемого ничего не остается. Но
это не обозначает еще остановки, за которую может грозить хула. Поэтому
и в тексте говорится:
Наверху слабая черта. Искреннее посещение. Счастье. Хулы не будет.
|