|
38.
"Куй". Разлад
Эта гексаграмма означает,
что данный период вашей жизни лишен гармонии. Вам кажется, будто все
вокруг придираются к вам, настроены злонамеренно. Даже самые
незначительные мелочи выводят вас из себя. Успокойтесь, не нервничайте.
Положение скоро исправится. Сподвижников вам сейчас найти трудно. Некая
женщина действует вам на нервы. Следите за своими словами и не
принимайтесь ни за что новое. В поле ваших интересов в данный момент
находится целый ряд вещей, совершенно не соответствующих вашим истинным
желаниям.
Если семья устроена
неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не развивает в себе
необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе, то в ней с
необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая
рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со
следующей стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике
"Книги Перемен" обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух
женщин. Как говорят китайские комментаторы, в одном доме две женщины не
могут жить в мире, между ними с необходимостью возникает разлад. Само
собой, и в такой обстановке кое-что может быть сделано, но то только
незначительные мелкие дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких
делах, которые могут быть благоприятны. С другой стороны, этот образ,
независимо от символики семьи, рассматривается еще комментаторами и так:
верхняя триграмма здесь огонь, могущий подняться, двигаться вверх;
нижняя триграмма здесь водоём, для него характерно движение в глубину,
т.е. вниз. Таким образом, между верхней и нижней триграммой происходит
разрыв, который самым ярким образом выражен в 12-й гексаграмме. Как там
был распад, так здесь - разлад. Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад. В незначительных делах счастье.
1
Во время разлада самое лучшее - не принимать в нем участия, предоставив
событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная
ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот
разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут
возможность направить свою деятельность так, что она не приведет к
дурному результату. Так, достаточно увидеть злого человека как именно
злого, для того чтобы понять, как следует себя вести по отношению к
нему, и тем самым обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст
говорит:
В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не
гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека - хулы не
будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не
исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в
таком захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что
здесь эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ
соответствия второй позиции и пятой, которой свойственно качество
мягкости и податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество
милостивой снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм
текста:
Сильная черта на втором местеВстретишь господина в закоулке. Хулы не
будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет
человека к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это
следует. Здесь именно не следует обращать внимания на действия
окружения, т.е. вторую и четвертую позиции, которые, конкурируя друг с
другом, представляют собой этот разлад. Наоборот, если бы человек
обратил внимание на воздействие извне, на спорящие стороны, то это
значило бы, что он остановился на данной позиции, тогда как именно с нее
нужно сойти. Это значило бы, что он лишился возможности движения вперед,
или, иными словами, он сам подверг себя казни. Для того чтобы преодолеть
это, надо думать, что в данной ситуации сам человек невиновен, не в его
власти начало этой ситуации, и только правильным поведением своим он
может достигнуть того, что конец этой ситуации будет сделан таким, каким
это необходимо для него. Текст это облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его
вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей
власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь,
как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого
влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону
соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается
символом того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь
следует не столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции,
сколько на связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само
собой, это положение может быть названо ужасным, но если связь с
вышестоящим будет правдивой, то даже в одиночестве будут найдены
необходимые силы для преодоления разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь
великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное
положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из
ситуации разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет
раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в
том человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от
данного человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно
перегородка, "кожа", о которой говорит текст, то все же в силу
соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при
полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, - выступить из
данной ситуации. В этом случае приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит
кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает
разлад во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если
человек здесь и предпринимает какие-нибудь действия против него, то
вскоре может убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное
отношение между людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит,
что это не подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми.
Поэтому если он предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то
вскоре поймет, что эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна
миновать. Здесь могло бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но
все же сам разлад, олицетворенный в образе разбойника, здесь еще
продолжает действовать. Но действие его таково, что в силу окончания
данной ситуации напряженная атмосфера должна разрядиться, точно грозовая
туча должна пролить дождь. В этом смысле в "Книге Перемен" сказано:
Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую
грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук
против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был
бы брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье. |