|
4.
"Мын". Недоразвитость
Все вокруг вы видите, будто сквозь некую
пелену, но она скоро спадет, и мир вновь обретет для вас ясность.
Однако, поскольку в настоящее время нервы ваши сильно расшатаны, не
принимайте скоропалительных решений. Если хотите добиться успеха, не
пренебрегайте советами начальства, вдумайтесь в них: скоро все
изменится. Не унывайте. Побольше времени уделяйте общению с детьми.
Новые планы, новые перспективы уже возникают, но даже близко нет новой
любви. Сконцентрируйте волю на исполнении одного-единственного желания.
Прежде всего,
несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь внизу триграмма
"вода" - "опасность", а вверху - гора - "остановка". Это опасность,
которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия горы или
который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо дальше.
По названию гексаграммы - это недоразвитость, непросвещенность. Однако
вместе с тем и преодоление этой недоразвитости - просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей
гексаграммы, символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель.
Но каждая из них обладает своими специфическими чертами, поэтому на
разных ступенях процесс этот охарактеризован различно. Но общим в нем
остается то, что это двухсторонний процесс, в котором инициатива
просвещения может исходить лишь от непросвещенного, так как этот процесс
не приводит к желательному результату, если он построен на насилии.
Поэтому здесь благоприятна стойкость как развивающемуся, так и
развивающему. И первому - в том, чтобы руководствоваться первым же
указанием просвещающего, а не искать дальнейших указаний, не выполнив
первые, и второму - эта стойкость нужна в том, чтобы помнить, что
инициатива процесса должна быть сосредоточена у просвещаемого. В технике
познания - это момент, когда познаваемое, но еще не познанное получает в
развитии процесса познания ту ясность, которая дается ему из разума,
сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не значит, что акты
нового познания целиком зависимы от уже известного, наоборот - новый акт
познания должен быть способен к максимально полному прогнозу
дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого слова,
ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из "Луньюй": "Кто не горит душой [о познании], тому не раскрою
ничего; кто не скорбит [о своей неумелости], того не разовью. И ничего
не отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол". Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость.) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому - развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому
гаданию - возвещу. Повторное же и третье гадания - излишество. А раз
излишество - то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему
таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это
скорее система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику
здесь должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы
ученик, освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему
пришлось бы много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое
испортить. Вот так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от
кандалов, но самостоятельное выступление к действию приведет к
сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен;
но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель
находит в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью
свою жену, он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь
носитель прежде накопленного разума. И этот разум относится к познаниям,
приобретаемым вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене,
вновь вводимой в дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых
познаний достигается устройство собственного знания и возможность
сообщать его другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье.
Ввести [в дом] жену - к счастью. [Лишь после этого] сын будет в
состоянии устроить [собственную] семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья
черта - является верхней в триграмме "опасность". Поэтому то, что хорошо
в предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в
рамках своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются
бесполезными. В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое
познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя
никогда не приводит к положительному знанию. Поэтому текст здесь
предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину [в жены]: она
увидит богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую
всей данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и
благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь
констатировать самый факт, что недоразвитый человек здесь находится в
чрезвычайно затруднительном положении. Он окосневает в своей
недоразвитости. Если на предыдущей позиции познание затрудняется
поверхностной деятельностью рассудка, то здесь мешает его косная
недоразвитость. Естественно, что никакая деятельность здесь не дает
положительного результата, и единственный плод такой деятельности -
сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию
занимает человек с детски податливой душой, выраженной в символике
"Книги Перемен" слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему
верхнюю позицию, и правильный полный резонанс в благотворно действующей
второй позиции делает это положение вполне счастливым. Здесь указывается
на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от
стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим
последствиям, здесь преднамеренно указывается на счастливый характер
данного положения. Надо довериться здесь учителю, а в познании -
довериться уже сложившимся и выработанным системе и методу познания.
Текст выражает это опять-таки с предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он
в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик,
как "разбойник", вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы
все же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом.
А здесь все дело в том, чтобы "давать снадобье в соответствии с
болезнью", чтобы разбить недоразвитость, которая, как "разбойник",
захватила ученика. Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником. |