|
45.
"Цуй". Воссоединение
Все, что вы сделаете в
этот период, за что приметесь, завершится успешным результатом. Некая
невидимая сила упрочит ваши отношения с людьми, поможет завязать новые
тесные контакты, которые, так или иначе, станут для вас благоприятными.
Былые труды и усилия будут оплачены. Вас преследует женщина, она
стремится преградить вам путь, помешать осуществлению ваших нам.ерений,
вмешаться в вашу жизнь. Несмотря на это, желания ваши исполнятся.
Мы имели случай
неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в "Книге Перемен" одна за
другой следуют по принципу противоположности. Так и в этом случае после
перечения как разрозненности, идет гексаграмма, обозначающая
воссоединение. Это воссоединение, собственно говоря, намечалось уже как
внутреннее качество в предыдущей ситуации. Здесь оно является основной
темой данной ситуации. В древнем Китае царь рассматривался как живой
представитель всех отцов, т.е. предыдущих царей. В этом отношении
антитеза живого и мертвого использована в данном афоризме. Но афоризм
говорит не только об антитезе, но также и о воссоединении этих
противоположностей. В этом же смысле приходится понимать и встречу с
великим человеком, о которой говорит текст. Так как здесь говорится о
воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах, то дается
указание на воссоединение как на серьезное и крупное дело, для которого
необходимы великие жертвоприношения. Если все это соблюдено человеком,
то благоприятность его действия, хотя бы оно было и крупным,
гарантирована сама собой. В тексте здесь мы читаем:
Воссоединение. Свершение. Царь подходит к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятна встреча с великим человеком. Благоприятна
стойкость. Необходимо великое жертвоприношение, тогда - счастье.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Правда как отражение действительности рождается в синтезе. Поскольку
здесь, на первой позиции, лишь намечается возможность синтеза, постольку
правдивость здесь не может быть доведена до конца. Благодаря этому и
результат деятельности, построенной на такой неполной правдивости, может
быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат деятельности
приведет к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об этом.
Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и
будет достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы
только повредить человеку. Поэтому "Книгу Перемен" советует:
В начале слабая черта. Если будешь правдивым, но не до конца, то может
быть как растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, но все
сразу соберутся и будет смех. Не бойся. Если отправишься, то хулы не
будет.
2
Воссоединение может наступить и при пассивности одной из соединяющихся
сторон. Она может быть лишь увлечена. Но даже и это может гарантировать
благоприятный исход. А если этот исход будет благоприятным, то он
потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в количестве жертв дело,
а в той правдивости и благоговении, с которыми приносится жертва. В этом
смысле текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Дашь себя увлечь, и будет счастье. Хулы не
будет. Если ты правдив, то это благоприятствует необходимости принести
даже малую жертву.
3
Процесс воссоединения может идти и неправильно, он может привести к
сожалению. И именно эта возможность отражена в третьей позиции кризиса.
Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку из нее нужно
выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда человек
может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент - предыдущую
вторую позицию.
Так, в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Воссоединение и вздохи. Ничего
благоприятного. Если выступишь, то хулы не будет, а будет лишь небольшое
сожаление.
4
Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед человеком появляется
возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот момент
охвачен переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Великое счастье. Хулы не будет.
5
То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть
силой, которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной
ситуации все могут, стремится не к тому человеку, который занимает
главную, пятую позицию, т.е. к тому, кто является носителем
воссоединения по преимуществу, а к его предтече - человеку,
символизированному четвертой чертой. Поэтому к главному носителю
принципа воссоединения может быть проявлено некоторое недоверие. Однако
это недоверие не должно его смущать. Он должен от самого начала и навеки
оставаться стойким, ибо ему, как прошедшему через опыт предыдущей
ступени, известно, что тяготение к предтечи является лишь переходным
этапом, лишь частью пути, который проходят все, стремящиеся к
воссоединению именно с ним, стоящим на пятой позиции. Поэтому "Книги
Перемен" здесь только констатирует:
Сильная черта на пятом месте. Воссоединение у того, кто занимает
престол. Хулы не будет. Если все же нет доверия, то будь от начала и
вовеки стойким, тогда раскаяние исчезнет.
6
Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиции она
приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое
горе. Он может отдаться плачу, описанному в "Книге Перемен" в самых
реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация является тоже
благоприятной. Поэтому "Книга Перемен" утешает здесь так:
Наверху слабая черта. Жалобы, и стоны, и слезы - до насморка. Хулы не
будет. |