|
52.
"Гэнь". Сосредоточенность
В настоящее время прогресс
в делах проблематичен. Очевидно, следует переждать немного и лишь, затем
снова приступить к работе. От запланированной поездки или путешествия
лучше отказаться. Примиритесь с обстоятельствами и тщательно обдумайте
свое положение, прежде чем браться за что-либо. Выше голову! Победа над
трудностями и козням недоброжелателей будет за вами, причем очень скоро.
Об исполнении желаний без настойчивых усилий с вашей стороны не может
быть и речи.
В одном из своих афоризмов
крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал, что человек, понявший
суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю суть буддизма. Чэн
И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с буддийской философией
своего времени. По-видимому, он дал правильную характеристику, ибо Вань
И, который рассматривал "Книгу Перемен" с точки зрения буддийской
философии, этой гексаграмме уделяет совершенно исключительное внимание.
Если рассматривать то, что он здесь высказывает, то в кратких словах это
может быть сведено к следующему. Движение не отделено от покоя. Это
коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит от покоя, как и
покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь одно от другого.
И, наконец, остановка движения является покоем, а покой покоя, т.е.
остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия зависимы
друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано максимальное
движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано и на
покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности говорить
одновременно двоякое в "Книге Перемен", это рассматривается как два
последовательных момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация
максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией
возбуждения. Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, -
глаза, - расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная
зрения, слуха, обоняния, вкуса, представляет собою символ,
противоположный органам восприятия. Спина - это то, в чем больше всего
человек статичен, если считать вместе с Вань И, что динамика восприятия
сосредоточена в самих органах восприятия. В данной ситуации имеется в
виду такая сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого
себя, он целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может
быть, он даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет
ничего из окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая
отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от
мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая
ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная
ситуация не может привести к дурному результату. По поводу этого текст
говорит следующее:
Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего
тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически
сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь
наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в
самом начале своего развития. По символике тела здесь "Книга Перемен"
совершенно естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног.
Постепенно эта сосредоточенность должна распространяться все дальше и
дальше на всего человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне
характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и
т.п. Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая
позиция характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую,
должна импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость,
свойственная ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей
степени затруднено. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь
того, за кем следуешь. Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья,
которая является сама по себе переломным моментом и которая занята
качественно иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся
опасность данной ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка,
сосредоточенность охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не
может шелохнуться, и в нем самом точно происходит раскол. "Книга
Перемен" здесь констатирует только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от
поясницы. Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому,
что сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь
опять, как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание
пассивной, четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это
положение хотя и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И
"Книга Перемен" успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не
будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность -
покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с
движением, как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно
наступление ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая
последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным
органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии
речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше
всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное
развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так
дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е.
приостановить его, - значит перейти к движению. Поскольку шестая черта
должна приводить к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь
имеется в виду благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:
Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье. |