|
60.
"Цзе". Ограничение
Ваше время пришло, активно
принимайтесь за дело, но, разумеется, помня о необходимой
предусмотрительности, иначе все усилия пойдут прахом. Не принимайте
слишком поспешно то предложение, которое вам только что сделали или
вот-вот сделают. Вполне возможно, что оно гораздо менее выгодно вам, чем
на первый взгляд кажется. То же самое относится к вашим новым любовным и
дружеским связям. Разумные и реальные желания исполнятся. Помните
пословицу: не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Во время процесса
раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его
безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в
предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что
эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется,
иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и
дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к
истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения.
Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма "вода" помещена
над триграммой "водоем". Так, вода введена в русло, введена в берега.
Таким образом, дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому
что развитие предполагает создание новых ценностей, и если бы не было
ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к
созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять,
все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе,
которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления,
тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может
навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение. Свершение. Горе ограничено. Оно не может быть стойким.
1
На первой позиции ограничение проявляется в образе максимальной
замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою пребывание в
самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит из
самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как
индивидуальность, он остается только наедине с самим собою. Из контекста
предыдущих гексаграмм следовало, что такое пребывание в себе самом может
привести к неблагоприятным последствиям. Однако поскольку здесь
рассматривается как необходимый именно процесс ограничения, постольку
"Книга Перемен" говорит о благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь
необходим. Так, в тексте мы читаем:
В начале сильная черта. Не выйдешь из внутреннего двора. Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано выше, и бывает
необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение предыдущего
состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью. Если бы
человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было
возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого
охвата своего окружения, который требуется в таком периоде времени, то
это привело бы лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте. Не выйдешь из внешнего двора. Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже необходимым, поэтому о
наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой выход вовне
наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен
сам в себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь
ограничивать. Если это принято им во внимание, то он может выйти с
достоинством из создавшегося положения. В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте. Если не будешь ограничивать себя, то
будет о чем вздыхать. Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней жизни, здесь является
достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность в своих
действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и
ставить пределы своей деятельности, то человек может достичь того
спокойствия, которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того
развития в дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного
ведения своих поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте. Успокоишься в ограничении. Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции - это уравновешенность, одинаковая
удаленность от обеих крайностей. Такая гармония, которая проявляется и
вне и внутри, приводит к тому, что человек может находить наслаждение в
своем ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если он
исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела, - такие, которые
вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь
сказано:
Сильная черта на пятом месте. Сладкое ограничение. Счастье. Если
выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена.
Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически
это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней
позицией гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь,
может быть пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в
таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять
во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей
ситуации степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим
собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если
это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может
отпасть. Потому в тексте здесь следует видеть два афоризма: один,
характеризующий объективность данной ситуации, и второй - отсутствие
раскаяния как результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так,
в тексте здесь написано:
Наверху слабая черта. Горькое ограничение. Стойкость - к несчастью.
Раскаяние исчезнет. |