|
63. "Цзи-цзи". Уже
конец
Если поссоритесь с
кем-либо, срочно обратитесь к третьему лицу с просьбой выступить
посредником между вами. Не поддавайтесь желанию повторить однажды
достигнутый успех. Если как следует, обдумаете этот совет и последуете
ему, наградой вам будет полное осуществление ваших желаний. В данный
момент не бросайте все силы на новое начинание, оно приведет к успеху.
Загаданное конкретное желание исполнится с некоторой задержкой.
В том ходе творчества,
который был охарактеризован во второй части "Книги Перемен", здесь
достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом смысле
процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется "уже конец".
Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено в
самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории "Книги Перемен"
на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится сильные
черты, а на четных, слабых позициях - слабые. В данной гексаграмме все
черты расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции
заняты сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции - слабыми.
Казалось бы, в этом дается образ такого гармонического развития и
результаты его, которые не предполагают возможности дальнейшего
развития. Все уже достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано.
Если оно и понимается как нечто малое, то все же ему предстоит развитие
вплоть до того момента, когда оно станет великим. В этом смысле
говорится о возможности развития малого. Стойкость и устойчивость,
охарактеризованные расположением черт данной гексаграммы, здесь
благоприятствует всему процессу. Но именно здесь необходимо принять во
внимание другой закон, существующий в теории "Книги Перемен" и состоящий
в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою противоположность.
Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные тенденции
превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже, последняя
гексаграмма представляет собою полную противоположность данной. Таким
образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса творчества и
до достижения полной гармонии, которая выражена в данной гексаграмме,
является тем счастьем, которое стоит в начале и которое упоминается
данным текстом, то именно это счастье приводит также к необходимости
полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит в
конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти через
данную ситуацию, называемую в "Книге Перемен" "уже конец", необходимо
предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие гексаграммы
по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь
разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для
правильного переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать
движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы
увидим ниже, этот хаос, представляет собою нечто аморфное, послужит тем
материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл,
начинающийся с творчества, и т.д. Принимая все это во внимание, можно
понять текст, гласящий:
Уже конец. Свершение. Малому благоприятна стойкость. В начале - счастье.
В конце беспорядок.
1
Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть
пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы
гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к
недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в
последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена
опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием
связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться
контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса,
который почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил
хвост. Чтобы не было именно этого, "Книга Перемен" здесь напоминает:
В начале сильная черта. Затормозишь колеса - подмочишь хвост. Хулы не
будет.
2
В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так
и для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна
всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он
пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы
для него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес
на колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски
потерянных занавесей не могут здесь привести ни к какому результату.
Когда в дальнейшем наступит время (а оно, безусловно, может наступить),
тогда все будет восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе.
Здесь это недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему. В
таком смысле в тексте здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Женщина потеряет занавеси на колеснице. Не
гонись. Через семь дней получишь.
3
В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как
выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит
здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не страну бесов.
Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима лишь тому,
кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого
человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка,
как его называет "Книга Перемен", эта победа дается не даром. Нужен
длительный срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному
человеку в таких условиях действовать нельзя. Вот почему в "Книге
Перемен" здесь сказано:
Сильная черта на третьем месте. Высокий предок идет в поход не страну
бесов. И в три года победит ее. Ничтожествам - не действовать.
4
Преддверие хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной
ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение
всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое
достижение не остается навеки в руках достигнувшего. В таком смысле, как
напоминание, звучит текст:
Слабая черта на четвертом месте. И на парче будут лохмотья. До конца
дней соблюди запреты.
5
Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь
дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде,
в которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации. Не пышность и
роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы -
вот что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в
который он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых
дается данный афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма -
огонь - приписана к востоку, а верхняя триграмма - вода - к западу. То,
что было достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех
позициях, здесь уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные
соседи, т.е. три нижние позиции, и приносят значительную жертву, в ней
смысла нет. И только то, что человек уносит с собой, устремляясь к
хаосу, то, что является его неотъемлемым, ему лично принадлежащим,
только это может привести к благополучию. И это незначительное, та малая
жертва, о которой говорится в тексте, есть не что иное, как внутренняя
устойчивость и правдивость, умение исходить из самого себя. Поэтому в
тексте здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте. Корова, убитая у восточных соседей, не
сравнится с небольшой жертвой западных соседей. Если будешь правдивым,
то поистине найдешь свое счастье.
6
В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале
процесса было счастье, в конце его - хаос. Шестая позиция представляет
собою переход к этому хаосу. "Книга Перемен" не говорит, что здесь
человеку грозит определенное несчастье. Она только констатирует
опасность и ужас данного положения. Волна хаоса захлестывает человека.
Если в первой позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю
минуту испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос
с головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек
должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив
эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для
своего творчества. Так, в тексте здесь мы читаем только:
Наверху слабая черта. Промочишь голову. Ужас. |