|
9.
"Сяо - чу". Воспитание малым
Везение, успех не
слишком-то характерны для вашего нынешнего положения, но следует иметь в
виду, что ночь наиболее темна перед самым рассветом. Обстановка вам не
ясна, вы не владеете ею, но это переходное состояние. События, которые
изменят его к лучшему, уже на подходе. А пока наберитесь терпения и
ждите. Вас привыкли считать человеком, к которому "деньги сами текут в
руки". Будьте предусмотрительны, не ссорьтесь по мелочам с друзьями и
знакомыми, не переусердствуйте в работе, чтобы не измотать себя. Через
три месяца деньги действительно потекут к вам.
Как и в
двух предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода, противостоя
пяти чертам другого, является объектом их стремления. Такое ферментное
действие меньшинства уже намечалось в предыдущем, но здесь оно
подчеркивается с особой силой и постепенно оказывает свое действие на
весь процесс. В нем рассматривается, так сказать, зарождение воздействия
противоположного. Оно еще целиком во внешней среде, которая отличается
пассивной податливостью (выраженной в свойстве верхней триграммы
"податливость"), и оно противостоит максимальному напряжению творчества,
выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость начинает преодолевать
силу, ставя последней препятствия. С другой стороны, здесь имеется в
виду противостояние индивида всему окружающему его и его сопротивление
окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о препятствии,
необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра слов,
ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь "препятствие", в равной степени обозначает и
"воспитание". Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в
положительно действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же
является "препятствием", преодоление которого здесь действует
воспитательно? Ответ на это выражен в несколько странном по
автохтонности образе. Дело в том, что в Китае дождевые облака чаще
движутся с востока - с моря. Созидатели же текста "Книги Перемен" -
племя Чжоу, как гласит предание, - пришли с запада. Поэтому для авторов
запад служил метафорой прошлого. Облака, идущие с запада (из прошлого),
не дают плодотворного дождя. Пусть воспитание намечает возможность
развития, но оно - лишь в преодолении прошлого; то, что оно не в силах
одолеть настоящее, понималось вполне среди ицзинистов, и один из них -
Вань И - в своем комментарии восклицает: " Совершенномудрый, правя
миром, не презирает ограниченный народ. Будда, спасая всех, не
пренебрегает и демонами. И созерцающее сознание, победоносно двигаясь
вперед, разве устрашится временных препятствий? Они точно булыжники,
которые не могут задержать колесо повозки; они точно удар по колоколу,
который заставляет его звучать; точно точильный камень для ножа, на
котором он становится острее. Когда свиньи подходят к золотой горе, это
увеличивает блеск ее; когда иней и снег увеличиваются, то тем прекраснее
сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет о развитии". С таким
содержанием приходится понимать и то, как воспоминания о пройденных
ступенях познания, препятствуя новому акту познания, которому необходимо
их преодолеть, являются материалом для его воспитания. Этими мыслями
комментаторской литературы насыщен следующий текст:
Воспитание малым. Развитие. Плотные облака, и не идет дождь: они - с
нашей западной окраины.
1
В самом начале этого процесса, когда полному творческих сил внутреннему
противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра (верхняя триграмма
символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел сбивает человека
с принятого им познавательного творческого пути, выступая в его
собственных неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо
одержать сразу же победу над собой, оттеснить на подобающее место эти
стремления и включить себя вновь в нормальные отношения к окружению, -
вернуться к дисциплине. По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта. Какая хула тому, что возвратился на собственный
путь? Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно и на следующей ступени,
хотя оно и несколько затруднено приближением к препятствиям, совращающим
с пути. Однако это позиция самого гармоничного раскрытия творческих сил,
поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на препятствия так, что
они превращаются в средство воспитания, как об этом подробнее сказано в
общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст здесь гласит:
Сильная черта на втором месте. Сильная черта на втором месте.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в изменившихся условиях,
ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила творчества,
действовать уже не может. Она лишена всех необходимых обстоятельств. Это
выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно и не
требующем объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который,
например, в семье выражается разладом между мужем и женой. Это -
отдельно указанный момент, когда невозможно синтезировать вновь
приобретенное знание и прежде сложившиеся убеждения с противоречиями
окружающей среды, которые могут быть и незначительными, однако здесь и
их достаточно для препятствия положительному движению познания вперед.
По этому поводу в тексте мы находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте. У колесницы выпали спицы. Муж и жена
отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще продолжает сказываться,
создавая достаточную опасную ситуацию, на которую намекает текст в
образе выступившей крови. Но нормальность отношений данной позиции и ее
сил в этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного исхода
дела. Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в
данной ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим
единственную слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это
еще не позиция государя, а лишь его приближенного, однако во всем
контексте данной ситуации указано на такого подданного, который, владея
познанием истины, может сам руководить событиями. Два условия необходимы
ему: правдивость и осмотрительность. Все его действие может достигнуть
успеха лишь тогда, когда оно базируется на его собственном
непосредственно новом акте познания. Тем самым здесь указывается на
главную роль нового познания в момент преодоления им препятствий,
возникающих из прошлого, и тем самым уже не настоящего. Осмотрительность
здесь особенно необходима еще и потому, что действие данной ступени
простирается, как мы увидим, и на следующую, т.е. на будущую. Поэтому о
такой правдивости и осмотрительности текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом месте. Обладай правдой. Когда выступает кровь,
выходи с осмотрительностью. Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции - второго положительного
подъема всего процесса - может быть достаточно благотворной. Однако для
него необходима поддержка в предыдущем; непрерывно наследовать ту
правдивость, которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает это
положение благим. Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от
соседа, о котором говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь
знаний, добытых в прошлом, - это сохранение плода нового познания,
укрепленного в наиболее благоприятных для этого условиях. Текст здесь
следующий:
Сильная черта на пятом месте. Обладай правдой в непрерывной
преемственности. Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его
достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем,
ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его
вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно
консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что
живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует,
что с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На
это указывает образ луны, которая "в полнолунии". В самом деле, если
луна уже достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с
необходимостью, ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента
разрешения напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится
сразу к агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она
рассматривается как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая
гексаграмма. Здесь же внимание направлено на разрешение, на завершение
всего предыдущего процесса, что выражено в тексте так:
Наверху сильная черта. Уже идет дождь, уже [все на должном] месте.
Почтение носителю достоинств. Стойкость женщины - ужасна. Луна близится
к полнолунию. Благородному человеку поход - к несчастью |